(495) 919-54-96; 919-59-13

prsergi-razanka@yandex.ru

Юный паломник

Владимир

Владимир

Паломническая поездка воспитанников воскресной школы во Владимиро-Суздальское “княжество”  12-15 декабря 2013 года.

1390738379 2013.12.12-srsr-rrsrrrrri 41

 

 Паломническая поездка воспитанников воскресной школы во Владимиро-Суздальское “княжество”

12-15 декабря 2013 года.

С 12 по 15 декабря с.г. мы с воспитанниками воскресной школы при храмовом комплексе прп. Сергия Радонежского на Рязанке в рамках учебной программы совершили паломническую поездку по Владимиро-Суздальскому княжеству. Да, именно княжеству, потому что приезжая в города этой области, язык по-другому назвать ее кроме как «княжеством» – не поворачивается. Здесь есть все, чтобы окунуться в историю и познакомиться с Богоугодными местами. Ведь все во Владимире и Суздале на протяжении вот уже более тысячи лет происходит «по Воле Божьей».

Именно сюда, во Владимир – на далекий северо-восток Руси чудный князь Андрей перенесет столицу нашего государства, и не просто по своему велению, а по молитвам и обращению к Богу и по указанию самой Пресвятой Богородицы, встречи с которой он удостоился. Отсюда получит название одна из самых любимых икон Пресвятой Богородицы «Владимирская», написанная по преданию самим апостолом и евангелистом Лукой и привезенная князем Владимиром из Константинополя, а позже перенесенная как раз во Владимир. Князь Андрей превознесет город, украсив его храмами, монастырями и другими постройками. Он был первым князем, который пытался централизировать власть, с боярами не делился и сыновьям города не раздавал, все земли, по его мнению, должны были управляться одним князем, тем более в такое страшное время набегов кочевых племен. За такие идеи сохранения государственности, православия и мира в России он будет зверски убит в Боголюбском монастыре, который и построил на месте видения Пресвятой Богородицы. Князь пытался объединить всех и сохранить веру и за свою богоугодную жизнь даже получил великую милость, он причислен к лику Святых и имя теперь он носит святой князь Андрей Боголюбский.

 

Дмитровский собор г. Владимира – придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Построен в 1191 году. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде. От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

 

 

  Золотые ворота – выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. В надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматические события февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя.

 

 

Исторический музей г. Владимира – один из лучших исторических музеев нашей страны. История Владимирской земли начинается с рассказа о стоянке древнего человека Сунгирь, открытой недалеко от Владимира в 1956 г. Сунгирь стал славой российской науки. Не имеющие себе равных по сложности ритуального обряда уникальные погребения древних людей, 76000 предметов, найденных на месте жилищ Нomo Sungirensis… – давали возможность узнать, как жили наши предки 30000 лет назад. 

       В зале древнейшей истории, где представлена сунгирская коллекция, реконструированные антропологами портреты древних людей, их одежда, орудия труда – идёт рассказ не только о борьбе человека с природой, но и о возникновении у наших далёких предков самосознания, первых попытках постичь окружающий мир и выразить творчески свой восторг перед жизнью.
      Огромный временной период, значительные исторические вехи, эпохальные события, знаковые явления и культовые личности – как поведать о них не только с помощью предметов материальной культуры, но рассказать языком пластики, посредством визуальных образов? Здесь на помощь создателям музея пришли самые обыкновенные (казалось бы) зеркала. Расположенные по углам, под особым наклоном одно к другому, зеркала создают чудо «прорыва пространства». Из далёкого далека, из зазеркалья на нас «наплывают» многократно отражённые и оттого особенно объёмные, до правдоподобия «настоящие» – языческое капище, хрустальная прорубь со светящейся водой… Кстати, фрагменты льда, с полыньёй-крестом – символом Крещения – изготовлены мастерами Гусь-Хрустального стекольного завода.

   В третьем углу размещается композиция, посвящённая основателю Владимиро-Суздальского княжества Андрею Боголюбскому. Воссозданная белокаменная винтовая лестница Боголюбовского дворца – символ восхождения человека к Богу. Обрушившиеся ступеньки – напоминание о трагической гибели князя, русского самодержца и святого. 

   35 лет правил на Владимирской земле Всеволод III Большое Гнездо, «владыка северных стран». Гипсовый слепок рельефа с его изображением со стен Дмитриевского собора во Владимире – в четвёртом углу зала. 

   «История», заключённая в квадрат зала, закручиваясь по спирали, приуготовляет появление в поднебесном мире Храма. Потому в центре зала – символ самого совершенного творения рук человеческих, Храма: подлинный белокаменный крест XII в., изображения главных святынь княжества, Владимирской и Боголюбовской икон Божией Матери на оригинальных стеклянных створках, повторяющих контуры церковного фасада. Камень и Храм – это не иллюстрация к истории, это главный акцент экспозиции, её смысловой стержень: восхождение от земного к небесному.

 

 Здесь во Владимире вслед за князем Андреем будет править еще один великий Боголюбивый человек – это князь Александр Невский. В возрасте чуть менее 20 лет он вступит в права княжения и возглавит государство раздробленное на мелкие княжества, разоренное от постоянных нашествий Золотой Орды. Князю Александру предстоит сделать сложнейший выбор, чтобы сохранить Россию от порабощения. С татаро-монголами придется не драться, а договариваться, так как с запада будет представлена другая угроза, пострашнее разграбления городов кочевыми племенами. Папа Римский признает все не католические земли – землями язычников и предложит Крестоносцам идти и захватывать их. И своим решением поклониться ханам Золотой Орды, и заключить с ними перемирие, договорившись о том, что мы сами будет выплачивать дань татаро-монголам князь Александр не только защитил всю Русь, но и сохранил то, без чего не один народ не выживает – национальное самосознание и православную веру. Дав отпор Крестоносцам сначала на реке Неве, а затем на Чудском озере, князь Александр навсегда вошел в историю как Невский. Похоронен князь Александр был также во Владимире, в…

 

 Богородице-Рождественском монастыре (фотографии ниже), и мощи его там хранились 400 лет, пока Петр Первый не перенес их в новую столицу Российском империи Санкт-Петербург, где в Александро-Невской Лавре они находятся до сих пор.

 

 

 Успенский Княгинин монастырь- действующий женский монастырь во Владимире. Основан в начале XIII века великим Владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны.

 

Только здесь, на Владимиро-Суздальской земле был построен первый храм в честь нового на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы князем Андреем Боголюбским. Храм Покрова на Нерли один из самых известных храмов в России. Сегодня когда идешь до него пешком по заснеженному полю думаешь о вечном и окунаешься на много веков назад и понимаешь, что наша вера и выражается в таких великих памятниках. В этом храме есть все – и любовь к Богу и молитва и святость. Он прекрасен и идеален, не зря и сегодня спустя почти тысячу лет, даже в пейзаже здесь ничего не меняется, к храму нет автомобильной дороги и ничего не мешает этому храму-богатырю стоять на страже нашей веры.

 

Свято-Боголюбский женский монастырь – в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы).
     Облик Боголюбского монастыря определяют постройки XIX века, хотя сам монастырь — один из древнейших на Руси, он возник в XIII веке на месте княжеского дворца Андрея Боголюбского. 
     Паломников и посетителей сюда уже больше 700 лет приводят чудесные легенды этого места — история основания Боголюбова, связанная с иконой Владимирской Божьей матери и явлением Богородицы, а также память об убитом здесь князе Андрее Боголюбском. 
      Память об этом убийстве, произошедшем в 1174 году, в буквальном смысле сохранилась в камне. Именно эти «исторические камни» в первую очередь осматривают посетители — винтовую лестницу и галерею башни, где Андрей Боголюбский скончался от ран, нанесенных предателями из числа своего окружения. 
     Эти фрагменты княжеского дворца XII века — старейшие сохранившиеся образцы русской домонгольской гражданской архитектуры.

 

 

Только спустя несколько десятилетий князь Даниил Московский, укрепит будущую столицу Руси – Москву, копируя многие постройки и даже главный собор Успенский с города Владимира. И до сих пор люди со всего света едут во Владимир, чтобы посмотреть фрески Успенского собора, ведь их делал сам Андрей Рублев и на сегодняшний день – это самая большая коллекция его работ в одном месте – двенадцать тысяч квадратных метров фресок.

   Именно здесь, во Владимиро-Суздальском княжестве есть современный город-музей под открытым небом – город Суздаль, который в год принимает огромное число туристов со всего света. А посмотреть здесь действительно есть что, хотя город так мал, что пройти его насквозь можно минут за сорок. Но не зря он и музеем называется. Дня не хватит, чтобы обойти Суздальский Кремль, многочисленные храмы и монастыри этого города, и конечно музеи и ярмарки.

 

 

Музей деревянного зодчества. Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале – XI века.
     Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.

 Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц. 

      Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян. В избах собраны экспозиции, отражающие жизнь крестьян разного достатка: как богатых, так и середняков. Вокруг изб расположились и хозяйственные постройки: сараи, овины, амбары, колодцы, бани.

 

Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.Архитектурный комплекс монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их завораживающий перезвон.

 

Суздальский Кремль – древнейшая часть города, ядро Суздаля, по данным археологов существующее с X века. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города.
    На рубеже XI—XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа.
     Во второй половине XV века оборонительные сооружения укрепляются и досыпаются, в 1677 году возводится рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году.
    Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.

 

 

Чтобы окунуться в историю четырех дней конечно мало, но хочется верить, что эта поездка принесла много впечатлений детям и запомнится на долго, ведь ничего не бывает в жизни случайно. И мы не случайно православные, главное не забывать о тех, кто положил свои жизни за то, чтобы мы каждый раз в периоды гонений за веру находили в себе силы вернуться к Богу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Shop